http://forkredit.com/ | Агротехника | Санкт Петербург | Все о Финляндии
A- A A+

Новости

Для них работа - постоянное движение

вкл. .

В преддверии Дня работников автомобильного транспорта мы побывали в подразделении комбината, для которого этот праздник является профессиональным.

Автобаза №1 управления автомобильного транспорта, возглавляет которую Нурали Хангелов, – это 115 единиц технологического транспорта: 30-тонные, 130-тонные и 220-тонные «БелАЗы», «Терексы», многочисленная вспомогательная техника, которые заняты в основном на перевозке горной массы из рудника Кальмакыр, рудника Каульды, на известковом заводе, на наращивании дамб хвостохранилищ. При годовых прогнозных показателях по перевозке 11 млн. 500 тыс. тонн горной массы, 6 млн. 800 тыс. тонн руды Центрального карьера и 4 млн. 700 тыс. тонн вскрыши, за 9 месяцев текущего года уже вывезено 9 млн. 638 тыс. тонн горной массы (выполнение прогнозных показателей составило 112,1%), 6 млн. 208 тыс. тонн руды (120,1%) и 3 млн. 429 тыс. тонн вскрыши (100,0%). Выполнение показателей – результат коллектива, в котором сегодня в двух колоннах трудится 628 человек, из которых 28 – инженерно-технические работники, 127 – ремонтный персонал.

Наибольшая ответственность лежит на обслуживающем Центральный и Вскрышной карьеры рудника Кальмакыр коллективе второй колонны – водителях большегрузных автосамосвалов и ремперсонале, обеспечивающем выход на линию имеющейся техники. Руководят и координируют их деятельность начальник колонны Фархад Хидиров и механик по ремонтам Алишер Хакимов, которые и познакомили меня с работой своего подразделения.

Управление многотонной махиной, да еще в опасных условиях карьера – работа не для каждого. Случайные люди не справляются и просто не выдерживают напряжения и постоянного груза ответственности: только в этом году восемь человек были переведены на другие, более легкие, участки УАТ. Но зато те, кто остается, становится профессионалом. А по-другому не получится.

В этом я убедилась сама: не смогла отказаться от представившейся мне возможности непосредственно познакомиться с работой водителя 130-тонного «БелАЗа». Эта махина в 7 метров шириной и 11 – длиной только с борта карьера кажется игрушечной. Чтобы добраться до кабины по узкой лесенке пришлось взобраться на 4-метровую высоту. Без опыта, конечно, мне было далеко до той сноровки, с которой водители поднимаются к своему рабочему месту, но открывшийся сверху вид и дальнейшие впечатления от поездки окупили все мои старания.

Небольшая уютная кабина, в которой с легкостью размещаются два человека, оснащена всем необходимым – рабочими приборами, системой обогрева и кондиционирования воздуха. Весь процесс регулируется массой датчиков, а в движении и маневрировании помогают система зеркал и две наружные видеокамеры. Любое действие, так же как и состояние всех ее систем, отражено на приборной доске. Все красивое, чистенькое, как новое.

- За любой машиной надо следить с первого дня ее эксплуатации, тем более в таких условиях, - рассказывает Баходир Тохиров – водитель «БелАЗа» с бортовым номером 049, которому я стала попутчиком в поездке на нижнюю точку Центрального карьера рудника Кальмакыр до перегруза. – Техника у нас новая, и каждый в нашем экипаже (а это еще три человека – Собит Каршиев, Икром Эшбоев и старший  Нурмухаммад Балтаев) относится к ней с любовью и заботой.

Сам Баходир уже больше 20 лет за рулем большегрузов, три из которых работает в этой колонне. Рассказывая о карьере, отвечая на мои вопросы, он с легкостью разъезжался со встречными машинами, при необходимости заезжая в специальные места на обочине, «вписывался» в крутые повороты, аккуратно заехал на погрузку. Время погрузки, пожалуй, - единственная возможность передохнуть, пообедать. Все остальное время – в постоянном движении от экскаватора до места разгрузки – почти по 6 километров пути в один конец. 12 ходок за смену, каждая из которых хоть и фиксируется компьютером, но и отмечается самим водителем – для надежности и самоконтроля. План – 882 кубометра в смену (у 220-тонников – 1015 кубов). Объем вывезенной горной массы и расход топлива считают диспетчеры Алахон Ахмедов и Матлюба Казанова.

Весь путь - это постоянные покачивания и тряска, на которые обращают внимание только новички. Но со временем приходит опыт, выбирается более удобная колея. В карьере постоянно работает дорожная техника, несколько раз в день расчищая путь от возможных просыпей и камней, которые могут повредить шины и сократить срок их эксплуатации. Кстати, два основных показателя экономии – экономия дизтоплива и увеличение срока «пробега» шин. «Обувь» для одного колеса обходится в 150-170 миллионов (!) сумов и рассчитана на 60 тысяч километров пробега. В Центральном карьере удается «продержаться» до 63-66 тысяч км, в Сары-Чеку, где порода мягче – до 90-100 тысяч км. Так что и в этом кроется показатель профессионализма водителей. 

Вот мы и добрались до места разгрузки: «ползли» со скоростью 20-25 км/ч, а негруженые «мчались», «разгоняясь» до 30 км/ч – быстрее нельзя. Разгрузка - тоже ответственный и опасный  процесс – можно, не рассчитав, «съехать» следом за горной массой. Чтобы не допускать этого, на местах перегрузов работает бульдозер, оформляющий бровку и расчищающий площадку от камней.

«Путешествие» закончилось. Оно было интересным и познавательным. Но ощутить под ногами твердую землю было приятно.

В этой колонне немало экипажей, которые, задавая тон в работе, могут служить примером в отношении к своей машине, друг к другу. Руководством были отмечены и экипажи 130-тонных «БелАЗов» с бортовыми номерами 045 – Аскарали Ахмедов, Зухриддин Алматов, Абдусамат Хамдамов, Санжар Махмудов, 062 – Ильгизар Шафиков, Родион Огай, Салават Вагапов, Владимир Руденко, 055 – Камол Байсупов, Шерали Утаев, Александр Щетинин, Сафарали Маматкулов, и 220-тонника 037 – Вагиф Оруджов, Маматазим Алибеков, Радик Садритдинов, Жасур Ниязов.

Достойны похвалы и водители спецтехники. «БелАЗ»-тягач находится в надежных руках опытнейшего водителя Владимира Поломошнова и Мирзораима Норбоева, краном на пневмоходу управляют Радиф Тимомеев и Ильхом Абдуллаев, в смену на 10-тонном автопогрузчике работают Уктам Ибатов, Нишонбой Аманов, Эркин Алпанов и Шухрат Каримов.

День работников автомобильного транспорта – это и профессиональный праздник ремонтного персонала – автослесарей, электроналадчиков, сварщиков, вулканизаторщиков и многих других, кто изо дня в день занимается техническим обслуживанием, ремонтами и капитальными ремонтами имеющейся техники. Здесь они трудятся в две смены, которые возглавляют Ринат Артемов и Сафарали Эргашев. Высококлассными специалистами в своем деле являются слесарь по гидравлике Сергей Михайлович Качанов, электроналадчики Пулат Норкулов и Абдусаттар Норматов, сварщики Эркин Юлдашев и Махсуд Умиров, вулканизаторщики Сирожиддин Маматов и Аноркул Сулайманов. Хотя, по признанию руководства автобазы, список отличных работников может быть гораздо больше, ведь благодаря труду каждого выполняются и перевыполняются прогнозные показатели.

Сейчас автомобилисты готовятся к работе в зимних условиях – проверяется герметичность кабин, работа системы отопления, меняются масла всех агрегатов и узлов, охлаждающая жидкость ДВС. У некоторых машин это совпадает с очередным техобслуживанием. Одним словом, здесь идет постоянная работа, направленная на выполнение главной задачи – перевозку горной массы, что  обеспечивает деятельность следующих в технологической цепочке подразделений. И свой профессиональный праздник, в который хотелось бы пожелать здоровья, безаварийности, успехов, коллектив колонны будет отмечать хорошими показателями.

Информационная служба

Click to listen highlighted text! Powered By GSpeech