Колл-центр
(+998 78) 141-90-99Телефон доверия
(+998 70) 619-23-33На АГМК в соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан «О мерах по расширению производственных мощностей АО «Алмалыкский ГМК» на базе месторождения «Ёшлик I» от 1 марта 2017 года и «О дополнительных мерах по расширению производства цветных и драгоценных металлов на базе месторождений АО «Алмалыкский ГМК» от 26 мая 2020 года продолжается реализация инвестиционного проекта «Освоение месторождения «Ёшлик I». О том, что уже сделано на сегодняшний день, с корреспондентом газеты «За цветные металлы» поделился начальник горного отдела дирекции по строительству горнотранспортного комплекса и объектов инфраструктуры проекта «Освоение месторождения «Ёшлик I» Алишер ТУРДИЕВ.
- В этом году завершен перевод запасов месторождения «Ёшлик I» в соответствии с классификацией Кодекса JORC. Эту работу, которая заняла три года, «Алмалыкский ГМК» провел совместно с одной из ведущих международных консалтинговых компаний «SRK Consulting» практически по всем рудным месторождениям. Геологические запасы нашего месторождения по классификации Кодекса JORC составляют 4,2 млрд т руды со средним содержанием меди 0,36%.
Для ускорения вскрышных работ на строящемся карьере генеральным проектировщиком АО «Гипроцветмет» (Россия) ведется ускоренная разработка проектной документации по горной части.
С зарубежными поставщиками заключено 30 контрактов на поставку горнотранспортной техники и оборудования: на сегодняшний день мы располагаем 570 единицами самой различной современной техники. Также имеется 8 договоров с отечественными производителями на приобретение 150 единиц специальной и транспортной техники. Сейчас по ним поставлено 112 единиц. Кроме этого, приобретено 36 единиц электрооборудования.
В настоящее время в карьере работает 24 экскаватора, из них марки ЭКГ-10 – 2 единицы, ЭКГ-15 – 15, ЭКГ-20К – 6, ЭКГ-20КМ – 1. Таким образом, у нас имеются экскаваторы с объемами ковшей в 10, 15, 20 и 25 кубометров соответственно. В настоящее время на монтажной площадке ведутся пусконаладочные работы трех экскаваторов ЭКГ-20К под контролем представителей завода-изготовителя. А коллектив участка №8 УСРР под руководством Абдукодира Мирахмедова производит сборку еще двух аналогичных машин.
Также, согласно проекту получены, смонтированы и находятся в работе 20 современных буровых установок.
Для подключения, защиты и электропитания горного оборудования – экскаваторов и буровых установок – в мае поставлено 16 единиц ЯКНО (ячеек комплектных наружной установки отдельно стоящих). Теперь карьер располагает 20 ЯКНО: все они смонтированы и введены в эксплуатацию согласно утвержденному графику.
В данное время на объекте ведутся горно-капитальные работы, задействовано более 400 единиц техники, в реализации инвестпроекта участвует более 1700 специалистов из различных подразделений комбината – карьера «Ёшлик I», р/у «Кальмакыр», УПЖТ, УТТ, УАТ, УСРР, ТОМК, ЗВМ…
Опережающими темпами ведутся вскрышные работы: в 2017 году выполнено 3,2 млн м3 (128,0% к прогнозу), в 2018-м – 13,3 млн м3 (166,2%), в 2019-м – более 20,9 млн м3 (130,6%), в 2020-м – более 26,3 млн м3 (105,2%), в прошлом году – более 40,3 млн м3 (100,8%). На 18 июля с начала вскрытия месторождения выполнено 123,5 млн м3 вскрышных работ против прогнозного ТЭО проекта 113,3 млн м3, перевыполнение составляет 10,2 млн м3 (109,0% к прогнозу).
Определено месторасположение дробильного оборудования для транспортировки породы и руды до отвалов пустых пород и медной обогатительной фабрики №3. С прошлого года начаты работы на трассе ЦПТ-2 (циклично-поточная технология), где из общего объема земляных работ в 7,3 млн м3 выполнено более 5,4 млн м3 (74,0%), по площадке и трассе конвейера ЦПТ-руда выполнено более 12,3 млн м3 вскрышных работ, что составляет 103,0%. На этом участке пробурено 1338,5 погонных метров инженерно-гидрогеологических скважин.
В ходе строительства площадки для проведения ремонта автотранспорта в объеме ТО-1 и ТО-2 в марте и апреле этого года были проведены инженерно-геологические изыскания: пробурено 42 скважины общим объемом 449,9 п.м и пройдено 5 шурфов объемом 15 п.м.
Ведется строительство внешних коммуникаций и временного железнодорожного полотна. Так, уложено 11,923 км временных передвижных путей с 16 комплектами стрелочных переводов; произведено электроснабжение ж/д путей с установкой опор и прокладкой 13,3 км проводов; смонтированы устройства СЦБ ж/д путей с 26,4 км кабельной продукции и 1,349 км электроснабжением переездов. Произведены реконструкция и расширение станции «Кольцевая» ЖДЦ-4 (1,353 км) и вагоноремонтного пункта ЖДЦ-1 (0,162 км и один комплект стрелочного перевода), реконструкция и перенос поста электрической централизации станции «Алмалыксай», для чего проложено 0,37 км проводов. Завершено строительство 2,65 км ж/д путей и установка одного комплекта стрелочного перевода подъездного ж/д пути на МОФ-3 и др. Всего же проложено более 15,2 км ж/д путей и установлено18 комплектов стрелочных переводов.
Ведется строительство подстанции внешнего электроснабжения, отличительная особенность которой – полная автоматизация и уход от осциллографов, а это, в свою очередь, позволит экономить бумагу, необходимую для диаграмм. Все данные будут сохраняться на сервере, что также будет экономить время для поиска необходимой информации.
Кроме этого, в подразделениях комбината также проведена необходимая работа по данному инвестпроекту. Так, на ЦРМЗ расширен участок горно-шахтного оборудования, построены склад моделей, механосборочный цех №2, компрессорная станция, участок полиуретановых изделий, столовая. Реконструированы АБК ЦРМЗ и ЦРАиСТ, электроремонтный цех УПЖТ, завершено строительство двух кернохранилищ на участке рудоподготовки рудника Каульды и др.
Определены задачи по реализации данного инвестиционного проекта на второй полугодие. Предстоит разработать ТЭО второго этапа проекта. В этом году прогноз по горно- капитальной вскрыше должен составить 40,0 млн м3 собственными силами и 5,0 млн м3 по аутсорсингу, то есть этим будет заниматься подрядная организация. Предстоит завершить строительство ряда объектов производственной инфраструктуры карьера «Ёшлик I»: промплощадки УТТ, ж/д пути и станции, дренажных траншей под отвал «Южный», трансформаторных подстанций №№8 и 9, захода-выхода воздушных линий 500 кВ на подстанции внешнего электроснабжения, подготовить площадки под ЦПТ-руда и ЦПТ-порода 2.
Впереди – много работы, и труженики комбината, которые задействованы в реализации данного мега-инвестпроекта, приложат все силы, знания, профессионализм и мастерство, чтобы своевременно его завершить.
Анастасия КАЛИНКИНА