Колл-центр
(+998 78) 141-90-99Телефон доверия
(+998 70) 619-23-33Служба сигнализации, централизации, блокировки и связи (СЦБ и связи), созданная в 1958 году, - хотя и относится к вспомогательным подразделениям управления промышленного железнодорожного транспорта, но без неё невозможна деятельность всей железнодорожной инфраструктуры, которая простирается во все цеха АО «Алмалыкский ГМК». О трудовых буднях работников СЦБ и связи, чья кропотливая работа изо дня в день помогает решать важнейшие задачи по обеспечению безопасности движения поездов, рассказывает её начальник Дильшод РАДЖАПОВ, который более десяти лет возглавляет деятельность этого производственного участка.
Основные задачи службы
- Коллектив службы СЦБ и связи УПЖТ занимается текущим содержанием и ремонтом устройств сигнализации, централизации, блокировки, переездной сигнализации, радио- и проводной связи. Кроме того, в его ведении обеспечение бесперебойной и безаварийной деятельности всех устройств ж/д автоматики и телемеханики, устройств сигнализации - стрелок, светофоров, установленных на ж/д переездах, пересечённых с автодорогой… Таким образом, девяносто семь специалистов службы СЦБ и связи, тринадцать из которых ИТРовцы, обеспечивают бесперебойное и безопасное движение всего подвижного состава, который доставляет руду и другие грузы по стальным магистралям, протяжённостью превышающим 260 километров, 221 из которых электрифицирован.
В управлении промышленного железнодорожного транспорта, все станции которого оборудованы устройствами электрической централизации стрелок и сигналов, межстанционной проводной связью, применяется поездная радиосвязь. Она является двусторонней симплексной радиотелефонной связью между машинистом локомотива и дежурным по станции или поездным диспетчером. Этот вид связи способствует выполнению графика движения поездов и повышает безопасность движения. Также хотелось бы отметить, что пропускная и провозная способность железнодорожных путей значительно увеличилась благодаря переводу большинства грузонапряжённых станций на современную микропроцессорную централизацию стрелок и сигналов, внедрению современных видов тяги.
Трудовые будни
- Безопасность движения поездов обеспечивает межстанционная проводная и радиосвязь, применение которой на железнодорожном транспорте повышает оперативность руководства движением поездов и улучшает технологический процесс работы станций, что, в свою очередь, приводит не только к увеличению пропускной способности станций и участков, но и лучшему использованию подвижного состава, повышению безопасности движения и производительности труда. На сегодняшний день в УПЖТ эксплуатируется более 120 стационарных радиостанций и раций, 80 - портативных усилителей и около шестидесяти громкоговорителей, работоспособность которых обеспечивают работники службы СЦБ и связи. Перегон между станциями «Кальмакыр» – Кольцевая» протяжённостью 8 километров контролируется устройствами автоматической блокировки. Ещё семь ж/д переездов оборудованы устройствами переездной сигнализации. Все они имеют межстанционную проводную и радиосвязь, работа которых обеспечивает безопасность движения поездов. Через станцию «Пост Развязка» следуют ж/д составы, которые перевозят горную массу на станцию «Породная», доставляя её из рудника «Кальмакыр» на станцию «Кальмакыр» и далее на МОФ и на Алмалыксайские отвалы.
Большая работа выполняется коллективом службы в течение всего года. В настоящее время полностью завершена модернизация, в ходе которой были переведены с аналоговой на цифровую связь все радиоприборы и телефонная связь. Работы по модернизации связи выполнялись совместно со специалистами УАП АГМК. Положительно зарекомендовали себя и новые цифровые радиостанции, которые заменили аналоговые на цифровые приборы радиосвязи, и их преимущества уже оценили железнодорожники. Например, наличие в цифровой рации процессоров звука улучшает качество сигнала, повышает разборчивость речи, она более экономична в использовании частотного ресурса, работает в несколько раз дольше по сравнению с аналоговым устройством, имеет возможность интеграции в различные цифровые системы управления, интеллектуальные схемы автоматизации и т.п. Монтажом и установкой подобных и уже имеющихся приборов тоже занимаются наши электромонтёры, которые ежедневно выезжают для проведения необходимых работ по устранению выявленных неполадок устройств, обследованию и ремонту механизмов и узлов связи и радиосвязи на станциях. Кроме того, они занимаются их обслуживанием, а также выполнением всех текущих ремонтов механизмов и устройств, их модернизацией и установкой приборов. Все виды работ производятся согласно графику ППР. С целью экономии электроэнергии, а также улучшения условий видимости, обеспечивающих безопасность движения поездов, в этом году на нескольких ж/д станциях были установлены новые светодиодные светофоры, которые заменили своих предшественников - лампы накаливания. Работа в этом направлении ведётся поэтапно.
Продолжается обновление напольного оборудования: на сегодняшний день частично заменены стрелочные электроприводы типа СП-2, СП-В на более усовершенствованные СП-6 М с модернизированной механической частью… Несмотря на летнюю жару, электромонтеры службы СЦБ уже готовятся к осенне-зимнему периоду: производят замену кабелей пониженной изоляции, занимаются уплотнением напольных устройств, электроприводов, их износившихся частей и др.
О реконструкции, модернизации, инвестиционных проектах…
- Сегодня электрической централизацией стрелок и сигналов оборудованы тринадцать станций УПЖТ, каждая из которых предназначена для приёма и отправки горной массы, которую перевозят технологические составы. Работники службы принимают активное участие в модернизации оборудования, реализации инвестиционных проектов, в том числе и в одном из самых масштабных на сегодняшний день - «Освоение месторождения «Ёшлик I».
В последние годы мы стараемся отойти от использования блоков маршрутного типа, которые уже устарели морально и физически, переоборудуя электрическую систему связи, которой оснащены ж/д станции, на микропроцессорную. На сегодняшний день на двух ж/д станциях - «Свинцовая» и «Ёшлик» были переоборудованы и сданы в эксплуатацию микропроцессорные системы централизации стрелок и сигналов с применением электронной системы счёта осей (МПЦ и ЭССО), направленные на безопасность движения поездов. В связи с увеличением грузооборота и в целях расширения ж/д инфраструктуры было принято решение о модернизации станций «Кальмакыр» и «Кольцевая», которые будут тоже переведены на систему МПЦ и ЭССО, что, по мнению специалистов, не только положительно скажется на её эксплуатации, но и повлияет на снижение себестоимости продукции. В ближайших планах - перевести на систему МПЦ и ЭССО станцию «Отвальная», которая также претерпит изменения в рамках реализации ИП «Освоение месторождения «Ёшлик I».
Люди, которые здесь работают
- В службе немало хороших и толковых работников, обладающих отличными знаниями в области электроники и электротехники, душой болеющих за дело, и очень жаль, что невозможно отметить всех. С 2021 года трудится здесь заместитель начальника СЦБ и связи Немат Маматов, знающий и думающий специалист, грамотно организующий деятельность всех бригад, своевременно решающий возникающие в производственном процессе вопросы. Также хотелось бы сказать добрые слова в адрес тех, кто принимал активное участие в строительстве ж/д станции «Ёшлик», выполняя все необходимые работы по запуску в эксплуатацию новой современной системы МПЦ с применением ЭССО. Это электромеханики Жахонгир Джураев, Ойбек Махмуджонов, Алишер Маразыков, электромонтёры Дилшод Юлдашев, Надыр Алматов, Аббос Абдуллаев, Мирзахид Жаматов, Бунёд Фарходов, Отабек Алматов. Несмотря на непродолжительное время в службе, они уже проявили себя и сегодня трудятся отлично, справляясь со всеми порученными им заданиями.
Пользуясь случаем, поздравляю всех своих коллег с 70-летием УПЖТ! Желаю профессиональных успехов и развития! Пусть все пути и стрелочные разъезды будут в правильном направлении! Пусть горит зеленый свет любым начинаниям и желаниям! Здоровья вам и вашим семьям, силы духа, энергичности, целеустремленности, процветания, благополучия и всего самого наилучшего!
Татьяна РУДЕНКО