Колл-центр
(+998 78) 141-90-99Телефон доверия
(+998 70) 619-23-33Наша страна уверенно входит в сообщество мировых производителей, принимая на себя новые обязательства, соглашения, условия ведения бизнеса, производства тех или иных видов продукции, внедряя Систему менеджмента качества, обеспечивая прозрачность и открытость деятельности промышленных предприятий, учреждений и организаций. Чем шире ведется эта работа, тем больше появляется в нашей жизни новых понятий и определений, все прочнее становящимися реалиями сегодняшнего дня. Одно из них – комплаенс.
В марте на страницах нашей газеты (№11 от 12 марта 2022 г.) было опубликовано Обращение председателя правления АО «Алмалыкский ГМК» к работникам и руководителям комбината с целью создать в трудовом коллективе предприятия среду нетерпимого отношения к коррупции, кардинальному сокращению коррупционных факторов в государственном и общественном управлении.
В Обращении указывалось, что одним из пунктов проделанной на АГМК работе в этом направлении было создание в исполнительном аппарате Службы комплаенс-контроля - внутреннего контроля по противодействию коррупции. Что это за подразделение, какие обязательства на него возлагаются – об этом мы попросили рассказать начальника службы Шухрата ЖУРАЕВА.
- Комплаенс (англ. compliance - соответствие) - это способность компании соответствовать нормам и правилам, как внешним, так и внутренним. Быть ответственным за ведение бизнеса. То есть это один из современных видов контроля, в процессе которого осуществляется мониторинг соответствия деятельности корпораций, в данном случае нашего комбината, действующим нормам республиканского и международного законодательства.
В настоящее время наша служба – Служба комплаенс-контроля АГМК, занимается работой по адаптации проектов внутренних нормативных документов, разработанных командой специалистов из международной консалтинговой компании «Ernst and Young Advisory LLP», а также Агентством по противодействию коррупции республики к условиям комбината.
На сколько актуально это направление сегодня? Судите сами: если вы не контролируете зоны риска, то в итоге понесете убытки, причем, они могут быть не только финансовыми, но и, что немаловажно в наше время, репутационными. А это совершенно недопустимо в стремлении АО «Алмалыкский ГМК» стать международной компанией.
Комплаенс-риски - это потенциальные потери и юридические санкции из-за несоблюдения законов или правил. Они условно выделены в несколько основных областей, в которых могут проявиться. Причем критическая ситуация в одной области может повлечь за собой возникновение ответственности в другой. Среди основных рисков - коррупция. А наша задача - профилактика и контроль за недопущением коррупции и мошенничества (это - приоритет для организаций всех видов и направлений деятельности. Как правило, любое предприятие несет ответственность за коррупционные действия своих сотрудников и контрагентов, такие как взяточничество или мошенничество. Кстати, Обращение председателя правления АО «Алмалыкский ГМК» было направлено, в первую очередь, на профилактику именно этих нарушений. Конечно, АО «Алмалыкский ГМК» выстраивает свою систему антикоррупционного комплаенса, но есть несколько общих этапов, которые следует учитывать в любом управлении рисками.
У нас упор сделан на три основных направления – закупки, кадровые вопросы и рациональное, эффективное и целевое использование финансовых средств, по которым необходимо добиться максимальной открытости и прозрачности. В каждом из этих направлений мы должны полностью исключить возможные коррупционные составляющие, взяточничество, любые виды мошенничества. Так, мы работаем над созданием системы, контролирующей все цепочки поставки, что называется, «от А до Я»: начиная от изучения складских запасов ТМЦ при формировании заказа, подготовки к закупочным процедурам, проведения закупочных процедур, оценки поступивших предложений, объявления победителя, заключения контракта, оплаты, поставки ТМЦ, их приемки, мониторинга исполнения контракта до использования на местах. Это грандиозная работа, учитывая, какие объемы закупок ТМЦ и услуг осуществляются подразделениями комбината за год. Отдельная тема для пристального изучения, это закупки, осуществляемые вне ГПЗ.
Еще большая открытость необходима в кадровой политике комбината. Начну с того, что любое трудоустройство должно проходить открыто по предварительно объявляемым вакансиям с полным перечнем правильно сформулированных предъявляемых кандидату квалификационных требований. Каждый этап конкурса при приеме на работу должен быть широко освещен на сайте АГМК, в СМИ и в популярных социальных сетях, где должны быть указаны конкретные и обоснованные причины исключения кандидата из этапа конкурса на вакантное место.
Также под контролем Службы комплаенс-контроля должны находиться ротация кадров, каждый факт карьерного роста, правильность применения наказания за те или иные правонарушения.
В зоне нашего внимания и проблемы рационального, эффективного и целевого использования средств – контроль финансовой деятельности и использования горюче-смазочных материалов и запасных частей в системе АГМК.
Все это – часть стратегии по трансформации государственных компаний. Это не приватизация, не разгосударствление, не передача в доверительное управление, это мера по кардинальному сокращению доли предприятий с участием государства в экономике и повышению эффективности их деятельности.
Служба комплаенс-контроля является своего рода санитаром, выявляющим и устраняющим нарушения и недоработки, средством контроля и, в дальнейшем, гарантом, подтверждающим, что комбинат выполняет свои внутренние и внешние требования на постоянной основе.
В идеале мы должны выстроить процессы деятельности нашего предприятия таким образом, чтобы при возникновении малейшей возможности для нарушения правил и законов мы сразу были в курсе и могли бы их предотвратить.
Разумеется, что несколько человек, а в штате нашей Службы предполагается всего 6 специалистов, не в состоянии охватить все сферы деятельности многотысячного коллектива предприятия с несколькими десятками структурных подразделений, а потому мы очень рассчитываем на ответственность, добропорядочность и гражданскую позицию каждого труженика АГМК.
Так, если вы стали свидетелем факта правонарушения (кражи, хищения, вымогательства взятки) или владеете достоверной информацией о его подготовке, то просим вас сообщить об этом по следующим телефонам доверия Службы комплаенс-контроля АГМК: 93-182-09-04; 93-182- 72-12. Ведь каждый из нас должен быть заинтересован в обеспечении законности всей многогранной и масштабной деятельности нашего родного предприятия – Алмалыкского горно-металлургического комбината.
Людмила ФИЛИППОВИЧ