• Телефон доверия

    (+998 70) 619-23-33
Рус O'z En
Телефон доверия
Обратная связь

Задача - соответствовать лучшим мировым практикам

22 Апреля 2022, 10:17 1324

Наша страна уверенно входит в сообщество мировых производителей, принимая на себя новые обязательства, соглашения, условия ведения бизнеса, производства тех или иных видов продукции, внедряя Систему менеджмента качества, обеспечивая прозрачность и открытость деятель­ности промышленных предприятий, учреждений и органи­заций. Чем шире ведется эта работа, тем больше появляется в нашей жизни новых понятий и определений, все прочнее становящимися реалиями сегодняшнего дня. Одно из них – комплаенс.

В марте на страницах нашей газеты (№11 от 12 марта 2022 г.) было опубликовано Обращение председателя прав­ления АО «Алмалыкский ГМК» к работникам и руководи­телям комбината с целью создать в трудовом коллективе предприятия среду нетерпимого отношения к коррупции, кардинальному сокращению коррупционных факторов в государственном и общественном управлении.

В Обращении указывалось, что одним из пунктов проде­ланной на АГМК работе в этом направлении было создание в исполнительном аппарате Службы комплаенс-контроля - внутреннего контроля по противодействию коррупции. Что это за подразделение, какие обязательства на него воз­лагаются – об этом мы попросили рассказать начальника службы Шухрата ЖУРАЕВА.

- Комплаенс (англ. compliance - соответствие) - это способность компании соответствовать нормам и правилам, как внешним, так и внутренним. Быть ответственным за ведение бизнеса. То есть это один из современных видов контроля, в процессе которого осуществляется мониторинг соответствия деятельности корпо­раций, в данном случае нашего комбината, действующим нормам республиканского и международного законодательства.

В настоящее время наша служба – Служба комплаенс-контроля АГМК, занимается работой по адаптации проектов внутренних нормативных документов, разработанных коман­дой специалистов из международной консалтинговой компании «Ernst and Young Advisory LLP», а также Агент­ством по противодействию коррупции республики к условиям комбината.

На сколько актуально это направление се­годня? Судите сами: если вы не контролиру­ете зоны риска, то в итоге по­несете убытки, причем, они могут быть не только финан­совыми, но и, что немаловаж­но в наше вре­мя, репутацион­ными. А это совершенно недопустимо в стремлении АО «Алмалыкский ГМК» стать международной компа­нией.

Комплаенс-риски - это потенциаль­ные потери и юридические санкции из-за несоблюдения законов или правил. Они условно выделены в не­сколько основных областей, в которых могут проявиться. Причем критиче­ская ситуация в одной области мо­жет повлечь за собой возникновение ответственности в другой. Среди основных рисков - коррупция. А наша задача - профилактика и контроль за недопущением коррупции и мошен­ничества (это - приоритет для орга­низаций всех видов и направлений деятельности. Как правило, любое предприятие несет ответственность за коррупционные действия своих со­трудников и контрагентов, такие как взяточничество или мошенничество. Кстати, Обращение председателя правления АО «Алмалыкский ГМК» было направлено, в первую очередь, на профилактику именно этих нару­шений. Конечно, АО «Алмалыкский ГМК» выстраивает свою систему антикоррупционного комплаенса, но есть несколько общих этапов, которые следует учитывать в любом управле­нии рисками.

У нас упор сделан на три основных направления – закупки, кадровые во­просы и рациональное, эффективное и целевое использование финансовых средств, по которым необходимо до­биться максимальной открытости и прозрачности. В каждом из этих направлений мы должны полностью исключить возможные коррупцион­ные составляющие, взяточничество, любые виды мошенничества. Так, мы работаем над созданием системы, кон­тролирующей все цепочки поставки, что называется, «от А до Я»: начиная от изучения складских запасов ТМЦ при формировании заказа, подготовки к закупочным процедурам, проведе­ния закупочных процедур, оценки по­ступивших предложений, объявления победителя, заключения контракта, оплаты, поставки ТМЦ, их приемки, мониторинга исполнения контракта до использования на местах. Это грандиозная работа, учитывая, ка­кие объемы закупок ТМЦ и услуг осуществляются подразделениями комбината за год. Отдельная тема для пристального изучения, это закупки, осуществляемые вне ГПЗ.

Еще большая открытость необходи­ма в кадровой политике комбината. Начну с того, что любое трудоустрой­ство должно проходить открыто по предварительно объявляемым вакан­сиям с полным перечнем правильно сформулированных предъявляемых кандидату квалификационных тре­бований. Каждый этап конкурса при приеме на работу должен быть широ­ко освещен на сайте АГМК, в СМИ и в популяр­ных социаль­ных сетях, где должны быть указаны конкретные и обоснован­ные причины исключения кандидата из этапа конкур­са на вакант­ное место.

Также под контролем Службы ком­плаенс-контроля должны находиться ротация кадров, каждый факт карьер­ного роста, правильность применения наказания за те или иные правона­рушения.

В зоне нашего внимания и пробле­мы рационального, эффективного и целевого использования средств – контроль финансовой деятельности и использования горюче-смазочных материалов и запасных частей в си­стеме АГМК.

Все это – часть стратегии по транс­формации государственных ком­паний. Это не приватизация, не разгосударствление, не передача в доверительное управление, это мера по кардинальному сокращению доли предприятий с участием государства в экономике и повышению эффектив­ности их деятельности.

Служба комплаенс-контроля явля­ется своего рода санитаром, выявля­ющим и устраняющим нарушения и недоработки, средством контроля и, в дальнейшем, гарантом, подтвержда­ющим, что комбинат выполняет свои внутренние и внешние требования на постоянной основе.

В идеале мы должны выстроить процессы деятельности нашего пред­приятия таким образом, чтобы при возникновении малейшей возможно­сти для нарушения правил и законов мы сразу были в курсе и могли бы их предотвратить.

Разумеется, что несколько человек, а в штате нашей Службы предпо­лагается всего 6 специалистов, не в состоянии охватить все сферы дея­тельности многотысячного коллек­тива предприятия с несколькими де­сятками структурных подразделений, а потому мы очень рассчитываем на ответственность, добропорядочность и гражданскую позицию каждого тру­женика АГМК.

Так, если вы стали свидетелем фак­та правонарушения (кражи, хищения, вымогательства взятки) или владеете достоверной информацией о его подготовке, то просим вас сообщить об этом по следующим телефонам доверия Службы комплаенс-кон­троля АГМК: 93-182-09-04; 93-182- 72-12. Ведь каждый из нас должен быть заинтересован в обеспечении законности всей многогранной и масштабной деятельности нашего родного предприятия – Алмалыкского горно-металлургического комбината.

Людмила ФИЛИППОВИЧ

Поделиться:
Text to speech