Колл-центр
(+998 78) 141-90-99Телефон доверия
(+998 70) 619-23-33Вид деятельности:
Добыча полезных ископаемых. Карьер «Кальмакыр»: руды месторождения медно-порфировые. Основную промышленную ценность руд месторождения Кальмакыр составляют медь, молибден, благородные металлы, а также сера, селен, теллур, рений. Месторождение «Кальмакыр» отрабатывается открытым способом, система разработки транспортная с вывозкой породы во внешние отвалы.
Карьер Сары-Чеку: руды месторождения аналогичны рудам Кальмакыра, но более высоким содержанием меди в руде. Месторождение Сары-Чеку отрабатывается открытым способом, система разработки транспортная с вывозкой породы во внешние отвалы.
Рудник «Кальмакыр»
Месторождение Кальмакыр находится в весьма благоприятных географо-экономических условиях. Оно располагается в Алмалык-Ангренском промышленном районе с развитой горнодобывающей и металлургической промышленностью.
Рудоуправление Кальмакыр – одно из крупнейших горнодобывающих предприятий. На его базе построены медная обогатительная фабрика и первый в Центральной Азии медеплавильный завод. Строительство карьера началось в 1954 году, а 1июля 1959 года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди Кальмакырского рудника. С этого времени и ведётся его планомерная разведка и эксплуатация. Первый проект отработки месторождения был составлен Ленинградским институтом «Гипруда», затем проектирование рудника «Кальмакыр» было передано Московскому институту «Гипроцветмет» и в 1960 году институтом разработан проект расширения. За прошедшие годы институтом периодически корректировался проект отработки месторождения.
В качестве погрузочного оборудования в то время использовались экскаваторы Уральского завода тяжелого машиностроения – СЭ 3 с трех кубовым ковшом, а на вывозке породы в отвал использовались автомобили разной грузоподъёмности от трёх до десяти тонн. В 1962 году на нижних ярусах Накпайсайских отвалов находились в эксплуатации четыре отвальных тупика, на верхнем ярусе - один. В карьере горные работы осуществлялись двумя горными участками. На руднике с 1963 года работали скальные экскаваторы ЭКГ – 8, тяжеловесные составы с рудой и породой транспортировались электровозами со сцепным весом 150 тонн. К концу 1965 года все станки канатно-ударного бурения были заменены станками шарошечного бурения типа ВСВ-3, БСШ 2М.
В начале семидесятых начинается новая смена горно-транспортного оборудования. Умело, используя возможности горной техники и достижения горной науки и практики специалисты рудника постоянно совершенствовали технологию производственных процессов.
В геологическом строении месторождения принимают участие осадочные, изверженные (магматические), и метаморфические горные породы. Осадочные горные породы представлены жёлтыми песчаниками и серыми серицитизированными известняками. Изверженные породы – кварцевыми порфирами, гранодиорит – порфирами, сиенит – диоритами, диоритами. Метаморфические породы представлены, в основном, вторичными кварцитами по изверженным породам.
Руды месторождения – прожилково-вкрапленные и приурочены к экзоконтактной зоне штоков гранодиорит – порфиров, прорывающей породы сиенитовой группы. Горные породы и руда имеют интенсивную сеть трещин, разбивающих массив на мелкие и крупные блоки. Коэффициент крепости горных пород по шкале проф. М. М. Протодьяконова колеблется от 10 до 16.
Проектом принята транспортная система разработки с вывозкой вскрыши во внешние отвалы. Перемещение фронта работ в карьере – параллельное, при переходе на постоянный спиральный съезд – веерное с поворотным пунктом уступных путей у съездной траншеи.
Кальмакырский карьер имеет грушеобразную форму с утолщением его в восточной части. Горизонты выше отметки 680 м имеют Г-образную форму с параллельным подвиганием забоев, а горизонты ниже 680 м П-образную форму. В настоящее время на руднике нарезаны 24 уступа, постоянно в работе находятся 16-17. Высота рабочих уступов составляет 15-22,5 метров. Минимальная ширина рабочих площадок составляет 40-60 м, а длина рабочего фронта экскаватора на верхних горизонтах 800-1000 м, на нижних 600-800 м. Высота уступов от верхней отметки до гор. 670 м - 22,5 м, ниже – 15 м предопределена применяемым погрузочным оборудованием.
В настоящее время карьер углубляется в год на 5-6 м, а скорость подвигания фронта работ составляет 90-100 м.
Автомобильный транспорт применяется на верхних горизонтах карьера, на участках отметки +760 м и выше, а также при проведении капитальных и разрезных траншей при вскрытии новых горизонтов.
Железнодорожный транспорт применяется на вывозке вскрышных пород на железнодорожные отвалы и руды на обогатительную фабрику.
Бурение взрывных скважин на руднике производится буровыми станками
СБШ-250 МН-32 – 19 шт.
Бурение скважин производится шарошечными долотами диаметром 244,5 мм.
Погрузка горной массы в транспортные средства производится экскаваторами цикличного действия типа – прямая механическая лопата. В настоящее время применяются экскаваторы марок ЭКГ-20, ЭКГ-15, ЭКГ-12,5, ЭКГ–10, ЭКГ-8И, ЭКГ-6,3, ЭКГ-5У, ЭКГ–5А, ЭКГ-4,6 с ёмкостью ковша от 4,6 м3 до 15 м3.
Перевозка вскрышных пород и руд производится электрифицированным железнодорожным транспортом широкой колеи. Обычно в работе находится 28-30 локомотива состава с 13 думпкарами в каждом.
Локомотивосоставы работают в карьере по открытому циклу, поезда не закреплены за определёнными экскаваторами и подачей составов под погрузку руководит диспетчер.
На каждом рабочем горизонте уложен один железнодорожный путь с одним транспортным выходом с рабочего горизонта. Обмен поездов производится за пределами фронта работ.
Перевозка вскрыши с верхних горизонтов (760м и выше) в отвал и руды на перегрузочные узлы осуществляется автомобильным транспортом.
Производственный участок по приёмке вскрышных пород №2 расположен к западу от борта рудника на расстоянии около 10 км, на котором размещается пустая порода, забалансовая и балансовая руда низкого содержания.
Электроснабжение рудника «Кальмакыр» осуществляется от ГПП № 1, № 2, № 3, № 7. Схема запитки комбинированная: на экскаваторы и бурстанки идут стационарные ЛЭП 6 кВ, которые выполняются на деревянных или бетонных опорах проводом А-50, А-35.
Приток воды в карьер идет от 3-х источников:
Для определения уровня ПДК (предельно допустимых концентраций) ежегодно на руднике проводятся замеры специалистами Центральной Аналитической лаборатории ЦАЛ АО «Алмалыкский ГМК».
Сары-Чеку
В структуру рудоуправления «Кальмакыр» входит также карьер Сары-Чеку, находящийся в Саукбулакском рудном поле к юго-востоку от г.Алмалык, на северном склоне Кураминского хребта. Месторождение открыто в 1932 году Баталовым А.Б. при проведении купрометрической съёмки под руководством Королёва А.В.
В настоящее время месторождение Сары-Чеку отрабатывается карьером.
Медно-молибденовое месторождение Сары-Чеку находится на отметках 1040-1580 м в среднем течении реки Саук-Булак. Месторождение связано асфальтированной дорогой протяжённостью 26 км с г. Алмалыком. Станция «Известковая» находится на железнодорожной линии Ахангаран-Свинцовая и расположена в 14 км от карьера.
В экономическом отношении месторождение Сары-Чеку находится в благоприятных условиях. Оно находится в хорошо освоенном горнорудном Алмалыкском районе, где имеется база действующих свинцово-цинковых и медного горно-обогатительных и металлургических предприятий.
Месторождение Сары-Чеку введено в эксплуатацию в мае 1974 г. В мае 1981 г. ГКЗ СССР протоколом № 1582 от 08.05.81 г. были утверждены новые кондиции.
Площадь рудного поля ограничивается с северо-запада – Мисканским разломом, с северо-востока - рекой Ургаз и юга - осью Кураминского хребта.
Рельеф района Саук-Булакского рудного поля имеет пересечённый характер, где абсолютные отметки колеблются от 700 до 1000 м, а в южной части от 900 до 2000 м.
Район осложнён сильно развитой складчатостью. Месторождение Сары-Чеку расположено в висячем боку крупного Мисканского разлома и сложено в основном извержёнными породами.
Рудной минерализации подвержены все породы месторождения, однако промышленные концентрации приурочены не только к дроблённым кварцевым порфирам и «розовым» гранодиорит-порфирам. Характер оруденения – прожилково-вкраплённый, штокверкового типа. Минералогический состав руд следующий: пирит, халькопирит, молибденит.
Породы, слагающие месторождение, изменены гидротермальными процессами. Наибольшее развитие получили процессы серитизации и окварцевания. Объёмная плотность пород и сульфидных руд – 2,6 т.м3. Объёмная плотность окисленной руды – 2,5 т.м3.
Горногеологические условия благоприятны для отработки месторождения Сары-Чеку открытым способом.
Развитие горных работ по вскрыше и добыче полезного ископаемого планируется в юго-восточном направлении. Разработка карьера производится уступами с выемкой горной массы заходками. Количество уступов, находящихся в отработке - 8. Угол откоса рабочего уступа принят равным 800.
Проектом принята транспортная система разработки с вывозкой вскрыши во внешние отвалы с помощью автотранспорта. Высота уступов составляет 15 м, ширина рабочих площадок от 20-60 м.
Бурение взрывных скважин на карьере производится, также как и на руднике «Кальмакыр» буровыми станками СБШ-250 МН-32 в количестве 4-х единиц.
Бурение скважин производится шарошечными долотами.
Погрузка горной массы в транспортные средства производится экскаваторами цикличного действия типа – прямая механическая лопата. В настоящее время применяются экскаваторы марок ЭКГ – 10, ЭКГ -8-и, ЭКГ -5 с ёмкостью ковша 10, 8 и 5 м3.
Перевозка вскрыши в отвалы и руды на перегрузочный узел осуществляется автомобильным транспортом БелАЗ грузоподъемностью 130 т. Автомобильный транспорт работает в две смены по 12 часов без выходных. Среднее расстояние откатки горной массы до рудного склада 5,0 км, до вскрышных отвалов 3 км. В смену работает 8-12 автомобилей.
На горных работах эксплуатируется различная бульдозерная техника, которая для карьеров выделяется с УАТ. На зачистке уступов используются мощные бульдозеры, на ремонте автодорог – грейдеры.
Электроснабжение карьера «Сары-Чеку» осуществляется от ГПП 35/6 от двух трансформаторов мощностью 2500 кВА по четырём фидерным линиям. Схема запитки комбинированная: на экскаваторы и бурстанки идут стационарные ЛЭП 6 кВ выполненные проводом А-35, затем на рабочих горизонтах стационарные ЛЭП переходят в передвижной ЛЭП, которые выполняются на деревянных или бетонных опорах проводом А-35. Передвижные ЛЭП подключаются к приключательным пунктам и через кабель типа КГЭ подключаются к экскаваторам.
Директор: Исаков Махамадамин Мамадумарович
Телефон: (+998 78) 141-90-09
E-mail: info@agmk.uz