• Колл-центр

    (+998 78) 141-90-99
  • Телефон доверия

    (+998 70) 619-23-33
Рус O'z En
Телефон доверия
Обратная связь

Рудоуправление "Кальмакыр"

Вид деятельности:

Добыча полезных ископаемых. Карьер «Кальмакыр»: руды месторождения медно-порфировые. Основную промышленную ценность руд месторождения Кальмакыр составляют медь, молибден, благородные металлы, а также сера, селен, теллур, рений. Месторождение «Кальмакыр» отрабатывается открытым способом, система разработки транспортная с вывозкой породы во внешние отвалы.

Карьер Сары-Чеку: руды месторождения аналогичны рудам Кальмакыра, но более высоким содержанием меди в руде. Месторождение Сары-Чеку отрабатывается открытым способом, система разработки транспортная с вывозкой породы во внешние отвалы.

Рудник «Кальмакыр»

Месторождение Кальмакыр находится в весьма благоприятных географо-экономических условиях. Оно располагается в Алмалык-Ангренском промышленном районе с развитой горнодобывающей и металлургической промышленностью.

Рудоуправление Кальмакыр – одно из крупнейших горнодобывающих предприятий. На его базе построены медная обогатительная фабрика и первый в Центральной Азии медеплавильный завод. Строительство карьера началось в 1954 году, а 1июля 1959 года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди Кальмакырского рудника. С этого времени и ведётся его планомерная разведка и эксплуатация. Первый проект отработки месторождения был составлен Ленинградским институтом «Гипруда», затем проектирование рудника «Кальмакыр» было передано Московскому институту «Гипроцветмет» и в 1960 году институтом разработан проект расширения. За прошедшие годы институтом периодически корректировался проект отработки месторождения.

В качестве погрузочного оборудования в то время использовались экскаваторы Уральского завода тяжелого машиностроения – СЭ 3 с трех кубовым ковшом, а на вывозке породы в отвал использовались автомобили разной грузоподъёмности от трёх до десяти тонн. В 1962 году на нижних ярусах Накпайсайских отвалов находились в эксплуатации четыре отвальных тупика, на верхнем ярусе - один. В карьере горные работы осуществлялись двумя горными участками. На руднике с 1963 года работали скальные экскаваторы ЭКГ – 8, тяжеловесные составы с рудой и породой транспортировались электровозами со сцепным весом 150 тонн. К концу 1965 года все станки канатно-ударного бурения были заменены станками шарошечного бурения типа ВСВ-3, БСШ 2М.
В начале семидесятых начинается новая смена горно-транспортного оборудования. Умело, используя возможности горной техники и достижения горной науки и практики специалисты рудника постоянно совершенствовали технологию производственных процессов.

В геологическом строении месторождения принимают участие осадочные, изверженные (магматические), и метаморфические горные породы. Осадочные горные породы представлены жёлтыми песчаниками и серыми серицитизированными известняками. Изверженные породы – кварцевыми порфирами, гранодиорит – порфирами, сиенит – диоритами, диоритами. Метаморфические породы представлены, в основном, вторичными кварцитами по изверженным породам.

Руды месторождения – прожилково-вкрапленные и приурочены к экзоконтактной зоне штоков гранодиорит – порфиров, прорывающей породы сиенитовой группы. Горные породы и руда имеют интенсивную сеть трещин, разбивающих массив на мелкие и крупные блоки. Коэффициент крепости горных пород по шкале проф. М. М. Протодьяконова колеблется от 10 до 16.

Проектом принята транспортная система разработки с вывозкой вскрыши во внешние отвалы. Перемещение фронта работ в карьере – параллельное, при переходе на постоянный спиральный съезд – веерное с поворотным пунктом уступных путей у съездной траншеи.

Кальмакырский карьер имеет грушеобразную форму с утолщением его в восточной части. Горизонты выше отметки 680 м имеют Г-образную форму с параллельным подвиганием забоев, а горизонты ниже 680 м П-образную форму. В настоящее время на руднике нарезаны 24 уступа, постоянно в работе находятся 16-17. Высота рабочих уступов составляет 15-22,5 метров. Минимальная ширина рабочих площадок составляет 40-60 м, а длина рабочего фронта экскаватора на верхних горизонтах 800-1000 м, на нижних 600-800 м. Высота уступов от верхней отметки до гор. 670 м - 22,5 м, ниже – 15 м предопределена применяемым погрузочным оборудованием.

В настоящее время карьер углубляется в год на 5-6 м, а скорость подвигания фронта работ составляет 90-100 м.

Автомобильный транспорт применяется на верхних горизонтах карьера, на участках отметки +760 м и выше, а также при проведении капитальных и разрезных траншей при вскрытии новых горизонтов.

Железнодорожный транспорт применяется на вывозке вскрышных пород на железнодорожные отвалы и руды на обогатительную фабрику.

Бурение взрывных скважин на руднике производится буровыми станками
СБШ-250 МН-32 – 19 шт.

Бурение скважин производится шарошечными долотами диаметром 244,5 мм.

Погрузка горной массы в транспортные средства производится экскаваторами цикличного действия типа – прямая механическая лопата. В настоящее время применяются экскаваторы марок ЭКГ-20, ЭКГ-15, ЭКГ-12,5, ЭКГ–10, ЭКГ-8И, ЭКГ-6,3, ЭКГ-5У, ЭКГ–5А, ЭКГ-4,6 с ёмкостью ковша от 4,6 м3 до 15 м3.

Перевозка вскрышных пород и руд производится электрифицированным железнодорожным транспортом широкой колеи. Обычно в работе находится 28-30 локомотива состава с 13 думпкарами в каждом.

Локомотивосоставы работают в карьере по открытому циклу, поезда не закреплены за определёнными экскаваторами и подачей составов под погрузку руководит диспетчер.

На каждом рабочем горизонте уложен один железнодорожный путь с одним транспортным выходом с рабочего горизонта. Обмен поездов производится за пределами фронта работ.

Перевозка вскрыши с верхних горизонтов (760м и выше) в отвал и руды на перегрузочные узлы осуществляется автомобильным транспортом.

Производственный участок по приёмке вскрышных пород №2 расположен к западу от борта рудника на расстоянии около 10 км, на котором размещается пустая порода, забалансовая и балансовая руда низкого содержания.

Электроснабжение рудника «Кальмакыр» осуществляется от ГПП № 1, № 2, № 3, № 7. Схема запитки комбинированная: на экскаваторы и бурстанки идут стационарные ЛЭП 6 кВ, которые выполняются на деревянных или бетонных опорах проводом А-50, А-35.

Приток воды в карьер идет от 3-х источников:

  1. Атмосферные осадки (в осенне-весенний период)
  2. Трещинные воды палеозойских пород
  3. Грунтовые воды речных долин

Для определения уровня ПДК (предельно допустимых концентраций) ежегодно на руднике проводятся замеры специалистами Центральной Аналитической лаборатории ЦАЛ АО «Алмалыкский ГМК».

 

Сары-Чеку

В структуру рудоуправления «Кальмакыр» входит также карьер Сары-Чеку, находящийся в Саукбулакском рудном поле к юго-востоку от г.Алмалык, на северном склоне Кураминского хребта. Месторождение открыто в 1932 году Баталовым А.Б. при проведении купрометрической съёмки под руководством Королёва А.В.

В настоящее время месторождение Сары-Чеку отрабатывается карьером.

Медно-молибденовое месторождение Сары-Чеку находится на отметках 1040-1580 м в среднем течении реки Саук-Булак. Месторождение связано асфальтированной дорогой протяжённостью 26 км с г. Алмалыком. Станция «Известковая» находится на железнодорожной линии Ахангаран-Свинцовая и расположена в 14 км от карьера.

В экономическом отношении месторождение Сары-Чеку находится в благоприятных условиях. Оно находится в хорошо освоенном горнорудном Алмалыкском районе, где имеется база действующих свинцово-цинковых и медного горно-обогатительных и металлургических предприятий.

Месторождение Сары-Чеку введено в эксплуатацию в мае 1974 г. В мае 1981 г. ГКЗ СССР протоколом № 1582 от 08.05.81 г. были утверждены новые кондиции.

Площадь рудного поля ограничивается с северо-запада – Мисканским разломом,  с северо-востока - рекой Ургаз и юга - осью Кураминского хребта.

Рельеф района Саук-Булакского рудного поля имеет пересечённый характер, где абсолютные отметки колеблются от 700 до 1000 м, а в южной части от 900 до 2000 м.

Район осложнён сильно развитой складчатостью. Месторождение Сары-Чеку расположено в висячем боку крупного Мисканского разлома и сложено в основном извержёнными породами.

Рудной минерализации подвержены все породы месторождения, однако промышленные концентрации приурочены не только к дроблённым кварцевым порфирам и «розовым» гранодиорит-порфирам. Характер оруденения – прожилково-вкраплённый, штокверкового типа. Минералогический состав руд следующий: пирит, халькопирит, молибденит.

Породы, слагающие месторождение, изменены гидротермальными процессами. Наибольшее развитие получили процессы серитизации и окварцевания. Объёмная плотность пород и сульфидных руд – 2,6 т.м3. Объёмная плотность окисленной руды – 2,5 т.м3.

Горногеологические условия благоприятны для отработки месторождения Сары-Чеку открытым способом.

Развитие горных работ по вскрыше и добыче полезного ископаемого планируется в юго-восточном направлении. Разработка карьера производится уступами с выемкой горной массы заходками. Количество уступов, находящихся в отработке - 8. Угол откоса рабочего уступа принят равным 800.

Проектом принята транспортная система разработки с вывозкой вскрыши во внешние отвалы с помощью автотранспорта. Высота уступов составляет 15 м, ширина рабочих площадок от 20-60 м.

Бурение взрывных скважин на карьере производится, также как и на руднике «Кальмакыр» буровыми станками СБШ-250 МН-32 в количестве 4-х единиц.

Бурение скважин производится шарошечными долотами.

Погрузка горной массы в транспортные средства производится экскаваторами цикличного действия типа – прямая механическая лопата. В настоящее время применяются экскаваторы марок ЭКГ – 10, ЭКГ -8-и, ЭКГ -5 с ёмкостью ковша 10, 8 и 5 м3.

Перевозка вскрыши в отвалы и руды на перегрузочный узел осуществляется автомобильным транспортом БелАЗ грузоподъемностью 130 т. Автомобильный транспорт работает в две смены по 12 часов без выходных. Среднее расстояние откатки горной массы до рудного склада 5,0 км, до вскрышных отвалов 3 км. В смену работает 8-12 автомобилей.

На горных работах эксплуатируется различная бульдозерная техника, которая для карьеров выделяется с УАТ. На зачистке уступов используются мощные бульдозеры, на ремонте автодорог – грейдеры.

Электроснабжение карьера «Сары-Чеку» осуществляется от ГПП 35/6 от двух трансформаторов мощностью 2500 кВА по четырём фидерным линиям. Схема запитки комбинированная: на экскаваторы и бурстанки идут стационарные ЛЭП 6 кВ выполненные проводом А-35, затем на рабочих горизонтах стационарные ЛЭП переходят в передвижной ЛЭП, которые выполняются на деревянных или бетонных опорах проводом А-35. Передвижные ЛЭП подключаются к приключательным пунктам и через кабель типа КГЭ подключаются к экскаваторам.

Директор: Исаков Махамадамин Мамадумарович

Телефон: (+998 78) 141-90-09

E-mail: info@agmk.uz

Поделиться:
Text to speech